планирование беременности

Первые мультфильмы

Выбирая детское питание для своего ребенка, вы тщательно изучаете упаковку, читаете состав, срок годности, заботитесь о его качестве.

Вспомните, как вы вводили в рацион крохи новые продукты. Осторожно, по чайной ложечке, чтобы незнакомая пища не повредила неподготовленному к ней организму ребенка. Мультфильмы — тоже новый продукт в меню развития вашего малыша. И вводить его надо аккуратно, дозированно и очень избирательно.

В каком возрасте можно начинать знакомить ребенка с волшебным миром мультипликации? Многие родители открывают его перед своим чадом в период от полутора до двух лет. Но прежде чем показывать мультфильмы своему малышу, вам предстоит сделать серьезный выбор.

Больше песен, меньше слов

С чего же начать? По каким критериям выбирать? Давайте разберемся, что стоит учитывать, выбирая мультики для детей от полутора до двух лет? Продолжительность. Первые в жизни ребенка мультфильмы не должны быть длинными. Концентрация внимания в этом возрасте еще очень низкая, поэтому маленькие зрители быстро утомляются. Кроме того, в возрасте 2—3 лет малыш не должен проводить перед телевизором более 30 минут в день. Если вы вводите мультфильмы раньше, то стоит сократить и общее время просмотра.

Уровень сложности. Мультики для детей этого возраста должны быть очень простыми. Важно, чтобы они не просто смотрели на быструю смену оживших картинок, а понимали, о чем идет речь. Поэтому ситуация, герои и их слова должны быть знакомы вашему малышу.

Возьмем для примера простой мультфильм «Кто сказал мяу?». В нем ребенок встречается с хорошо знакомыми по книжкам животными. Он уже может сам назвать их, по крайней мере уменьшительными именами. Он знает, кто как говорит. Новизна здесь как раз в том, что известные фигуры вдруг оживают, сами говорят, двигаются. Музыкальность. Большинство детей раннего возраста очень любят слушать музыку, детские песенки. Действие на экране в музыкальном сопровождении буквально завораживает их. Так, многие дети этого возраста предпочитают музыкальную заставку «Спокойной ночи, малыши» самой передаче.

Вообще, практически всем творениям «Союзмультфильм» присуще прекрасное музыкальное сопровождение. Оно отражает основную тему, настроение героев, развитие действия — словом, усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. «Паровозик из Ромашково» — отличный тому пример. И пусть вас не смущает, что периодически паровозик высказывает мудреные философские замечания. Хорошее произведение для детей тем и отличается, что имеет несколько уровней понимания и остается интересным для разных поколений.

Число незнакомых персонажей. Маленький ребенок не способен усвоить большой объем информации одномоментно. Взгляд должен цепляться за знакомые объекты или действия — тогда новое будет усвоено попутно. В противном случае, ребенок может просто потерять интерес к происходящему на экране.

Содержание диалогов. Долгие «разговоры» утомляют малышей, им необходима частая смена действий. Да и гениальные реплики кота Матроскина они, естественно, не оценят. Гораздо лучше в этом смысле истории про Винни-Пуха. Правда, тему юмора придется отложить далеко на потом, а в остальном они прекрасно подойдут малышам: действие довольно простое, диалоги короткие, и все это сопровождается музыкой и забавными песенками Винни-Пуха.

«О чем» показывать?

Итак, остановившись в магазине перед стеллажом с мультиками, для начала подумайте, чему вы хотите научить своего малыша с их помощью. Да, именно научить, ведь мультфильмы — это не только развлечение. За яркими мелькающими картинками скрывается огромный потенциал воздействия на детское сознание и подсознание. Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. Из них, как из кубиков, он строит свою модель мира. И от вас зависит, какие мультипликационные образы предстанут перед ним и будут руководить его поведением. Ведь ребенок учится, подражая. Как малыш копирует действия родителей — точно так же он подспудно повторяет поведение главного героя мультфильма, который по умолчанию является для него положительным, правильным.

Конечно, лучше всего начать с мультфильмов-сказок. Старайтесь выбирать те сказки, которые вы читаете со своим ребенком. Тогда знакомая история будет оживать прямо у него на глазах: «Теремок», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Они прекрасно ложатся на детскую психику и учат малыша гармоничному и позитивному восприятию мира. Вот только сказка сказке рознь. Одно и то же произведение можно представить по-разному, незаметно сместить акценты и превратить старую добрую историю в красивый боевик.

«Наши» и «не наши»

Вообще, большинство людей в нашей стране обобщенно делят мультфильмы на «старые советские» и американские.

— Только «наши»! Мы в первую очередь «Простоквашино» показали, потом «Ну, погоди»...

Не правда ли, вам нередко приходилось слышать такие слова? Или вот такие:

— А моя Маша вообще отказывалась смотреть наши мультики. Мы со «Шрека» начали, сначала все его серии просмотрели, а уже потом на «наши» перешли. Не стоит примыкать к той или иной группе сторонников просто потому, что так делают ваши друзья или знакомые. Просто задумайтесь, каким вы хотите видеть своего ребенка: добрым, смелым, отзывчивым или агрессивным, жестоким? А теперь посмотрите эти две группы мультиков, обращая внимание на образы главных героев и посыл, который они могут передать вашему малышу. Помните: при регулярном просмотре мультфильмов заключенная в каждом из них система отношений к людям, животным, родителям и т.д. «записывается на корочку» ребенка в качестве неоспоримых норм.

А теперь проведем небольшое сравнение. Начнем с общего впечатления. Почти во всех американских мультфильмах в сюжете присутствует драка, сражение, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия. А теперь вспомните мультики, которые вы смотрели в детстве. Они пронизаны добротой, милосердием, нравственностью, чутким отношением к ближнему.

Главный герой/героиня в американских мультиках вроде бы и является положительным, но попутно может легко убить птичку, раздавить жучка, и это преподносится в виде шутки, заставляет детей засмеяться. Убийство, злой поступок автоматически воспринимаются ребенком как норма. У героев «наших старых» мультфильмов вы не найдете злобного или равнодушного отношения к таким «мелочам». А ведь именно эти «мелочи» непроизвольно откладываются в подсознании ребенка, так как подаются рядом с непогрешимым образом главного героя.

Еще один важнейший для воспитания образ — образ женщины. Для девочек — это стереотип будущего поведения, а для мальчиков — идеал, к которому они будут стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. В старых добрых отечественных мультфильмах женщина — это образец целомудрия, скромности и материнства. Наши Аленушки лишены ярких сексуальных черт, они способны привлекать другими качествами. И это не просто наивность. С точки зрения детских психологов, взрослые стереотипы поведения, в частности эротику, в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше времени растормаживает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребенок еще не готов. А что же «у них»? Нарисованные героини обладают прекрасно развитыми формами взрослых женщин и умело ими пользуются. Кроме того, романтическая героиня, которой ребенок сочувствует и подражает, часто наделяется атрибутами гнева, злобы и жестокости. Заодно и искажается образ матери. В американских мультфильмах нет ни одной матери, которая была бы молодой, полной сил, красивой, вызывающей у маленьких зрительниц желание подражать.

То же касается и отца. Он либо жестокий, ограниченный сугубо физиологическими потребностями, либо безвольный и равнодушный. Да и отношения детей и родителей оставляют желать лучшего. Эти мультфильмы не несут в себе никакого жизненного урока: например, что может случится, если не слушаться взрослых (для сравнения вспомним нашу «Сестрицу Аленушку»).

Конечно, нельзя сказать, что все американские мультики — плохие. Прекрасные мультфильмы о животных — «Король Лев», «Книга джунглей», «101 далматинец» и другие — по праву можно назвать одними из лучших мультипликационных фильмов американского рынка. Правда, все они очень длинные, поэтому их все же придется отложить на годик-другой.

Смотрим вместе

Несколько советов о том, как стоит вводить каждый новый мультфильм. Не спешите показывать малышу сразу много разных мультиков. Как известно, дети большие консерваторы. Они могут смотреть один и тот же мультик изо дня в день, и он им ничуть не надоест.

Обязательно садитесь смотреть новый мультик вместе с ребенком. Обращайте его внимание на особенности героев, комментируйте действие. Конечно, не надо говорить без умолку и затмевать все происходящее на экране — вставляйте свои замечания периодически, по необходимости. Сразу после просмотра ненавязчиво поговорите в ребенком о том, что он видел.

— Про кого мы посмотрели мультик? (Про мишку, паровозик, собачку и т.д.) Ребенок может отвечать и на своем языке или показывать — главное, чтобы он учился выражать свою мысль. А вы можете продолжить и развить ее.

— А кто еще был в мультике?

Если малыш не может или не хочет отвечать, каких еще животных он видел, задайте наводящие вопросы: пчелка (свинка, зайчик) там была?

— А что мишка делал? (Бух — упал; ходил, пел песенки, кушал и т.д.)

— А что пчелки делали? (Бо-бо — укусили мишку.)

— Как мишка плакал?...

Такие обсуждения хорошо стимулируют развитие речи ребенка.

Обучающие мультики

Итак, любой мультик не только развлекает — он учит. Хотя это и не является его основной целью, он незаметно формирует у ребенка нормы поведения, взаимоотношений, жизненные принципы. Но есть и целая группа мультфильмов, чья первоначальная задача — научить. Это обучающие мультики.

В чем их основное достоинство? Яркие, веселые персонажи все так же незаметно вкладывают в головы маленьких зрителей их первые «научные знания»: учат буквам, счету, дают основы географии, анатомии и многого другого. Наиболее известными в нашей стране стали «Бэби Эйншейн», «Уроки тетушки Совы», «Улица Сезам», «Невероятные приключения в теле человека», вы также можете найти обучающие мультфильмы Роберта Саакянца, а также мультики, дающие детям азы иностранных языков, элементарных основ естествознания, рисования, лепки и т.д.

На начальном этапе (то есть для детей до двух лет) лучше всего подойдет «Бэби Эйншейн». Эта серия обучающих мультфильмов включает все основные области знаний: буквы, основы математики, тело человека (Да Винчи — С головы до пяток), времена года, музыка (Встреча с оркестром — первые инструменты) и многие другие. Сами создатели мультфильма рекомендуют его для детей от нуля до трех лет. Стоит ли показывать ребенку шести или восьми месяцев мультфильмы — спорный вопрос, это решать родителям. Но качество картинки, музыкальное сопровождение и форма подачи материала действительно отличные. Например, счет. Ребенку не просто показывают цифру и соответствующее ей число предметов, а наглядно демонстрируют, что счет применим ко все предметам на свете: нарисованным, игрушечным и реальным. Демонстрация предметов (две чашки, две конфеты) чередуется с видеосъемкой живой природы и обращением к реальным детям. То же относится к серии о теле человека. Глаза есть не только у детей, но и у игрушек. Таким образом, у детей формируются комплексные представления о том или ином явлении.

Еще один важный фактор — все серии сопровождаются произведениями классической музыки. Ненавязчиво малышам прививается любовь к классике. Кроме того, давно доказано, что воздействие классической музыки (особенно произведений Моцарта) благотворно влияет на интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребенка. «Уроки тетушки Совы», «Улица Сезам» или мультфильмы Роберта Саакянца больше подойдут для детей старше двух лет. Ну а анатомию, географию лучше отложить до трех лет.

В принципе, основные темы для этого возраста в этих мультиках схожи — азбука и счет. «Уроки тетушки Совы» включают шесть серий: азбука-малышка, арифметика-малышка, география-малышка, уроки осторожности, утренняя зарядка для малышей, английский алфавит для детей. Эти простые мультики стимулируют познавательную активность детей, формируют полезные навыки, развивают речь и память. Вся серия рассчитана на детей от двух до семи лет, поэтому родителям стоит заранее просмотреть мультфильмы, чтобы выбрать именно то, что будет актуально для вашего ребенка. Другими словами, показывайте те мультики, которые будут понятными, но в то же время интересными и познавательными.

«Улица Сезам» научит не только чтению и счету: в игровой форме дети узнают об основных нормах и ценностях современного общества, о положительных и отрицательных чертах характера, научатся разрешать конфликты мирным путем. Здесь тоже стоит осторожно подходить к выбору сюжетов для малыша. Отбирайте то, что он готов усвоить, ни в коем случае нельзя ставить ребенку все подряд.

Мультфильмы Роберта Саакянца также предназначены для малышей от двух лет. Но лично у меня это вызывает некоторое сомнение. Для примера возьмем тот же счет: уже с первых минут ребенку вводятся числа от одного до пяти. Зайчик считает шаги, пальцы на руке, птичек и т.д. При этом, в отличие от аналогичного мультика из серии «Бэби Эйншейн», он не останавливается на каждом числе отдельно. В очень высоком темпе герой приводит по одному примеру на каждое число: один столб, две машины, три ведра, четыре лапы у кошки, пять птичек. Больше того, всего через две-три минуты этот зайчик начинает вводить цифры 6, 7, 8, 9, 10. По-моему, для детей двух лет это чересчур.

В целом мультфильмы хорошие — как они сами пишут о себе, сделаны в лучших традициях отечественной мультипликации. При этом охват тем, наверное, самый большой по сравнению с другими сериями. От самых простых «АБВГД... учимся читать», «12345... учимся считать», «Твои первые животные» до «Всемирной истории» и «Энциклопедии всезнайки».

В отличие от обычных мультфильмов в обучающих всегда кто-то управляет процессом. Либо специальный ведущий (например, тетушка Сова), либо сами герои, либо голос за кадром. Этот своеобразный учитель обращает внимание ребенка на наиболее важные моменты, делает вывод. Но это вовсе не значит, что ваше участие не понадобится. Кто-то из взрослых обязательно должен смотреть мультфильмы вместе с ребенком. Во-первых, малыш может и не воспринять выводы постороннего человека. Он привык в маме, ее голосу, поэтому не лишним будет иногда дублировать голос ведущего, а по необходимости пояснять какие-то моменты, важные именно для вашего крохи. Во-вторых, голос или сам ведущий может просто не нравиться ребенку. Например, многие дети хорошо смотрят мультики из серии «Уроки тетушки Совы», но не любят саму тетушку, откровенно игнорируют ее появление. В-третьих, иногда в мультиках специально делается пауза, чтобы дать ребенку возможность самому сделать вывод. Например, в «Бэби Эйнштейн». Особенно на первых порах, мама должна помочь ребенку сделать его. Что-то объяснить, подсказать.

Так что отправляйтесь в магазин и ищите хорошие мультики. Они станут отличным подарком малышам к Новому году. Для самых маленьких зрителей советую все те же «Паровозик из Ромашково», истории про Винни-Пуха, «Кто сказал мяу?», небольшие русские народные сказки («Колобок», «Теремок»). Для детишек от двух лет можно выбрать «Ну, погоди!», «Чебурашку», «Кота Леопольда» и что-то из того, что вы читаете («Мойдодыр», «Сказка о глупом мышонке»). Ну и, конечно же, не забудьте о новогодней тематике: «Дед Мороз и серый волк», «Новогодняя сказка».

Автор: Екатерина СИМДЯШКИНА

Источник: Журнал “Аистенок” ДЕКАБРЬ'08-ЯНВАРЬ'09 стр.: 58-61

просмотров-7665

Проголосуй и улыбнется тебе удача!

Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ»

Rambler's Top100