планирование беременности

Деревянные игрушки

Игрушки из дерева. Натуральные и милые, простые и сложные — как многому они могут научить ребенка!

Восновном это наборы геометрических фигур на планшете со стержнями или углублениями. Есть также наборы для шнуровки, для обучения счету, деревянные конструкторы, весы и многое другое. При внешней простоте такие игрушки просто кладезь для больших открытий маленького исследователя. Они таят в себе массу преимуществ: развивают логическое мышление, сенсомоторику; облегчают изучение геометрических фигур, цвета, формы; учат ребенка самостоятельно исследовать окружающий мир. Прелесть этих игрушек еще и в том, что их можно использовать с разными целями в зависимости от возраста малыша.

Большинство деревянных развивающих игрушек рекомендованы производителями для детей старше трех лет. Уверена, не я одна убеждена, что выбор игрушек — это процесс индивидуальный, в котором нельзя опираться на усредненные рекомендации. Что бы вы ни выбирали, машинку или компьютерную игру, вы должны отталкиваться от возможностей своего ребенка. Например, если он в год хорошо собирает пирамидку, предложите ему нанизывать колечки/квадратики не на один, а на два, три, четыре стержня. По сути эта задача мало чем отличается от того, как вы учили малыша нанизывать колечки на обычную пирамидку пару месяцев назад.

Сложные пирамидки

Наиболее известные среди усложненных игрушек на нанизывание — планшеты со стержнями, число которых соответствует количеству дырочек в геометрических фигурах: 1 — круг, 2 — прямоугольник, 3 — треугольник и т.д. Задача ребенка — надеть определенную фигуру на соответствующее количество стержней. Конечно, речь о подсчете дырочек и стержней в этом возрасте еще не идет. Ребенок пытается надеть фигурки методом подбора — точно так же, как он делает это с игрушками, где различные предметы необходимо просунуть в соответствующие отверстия. Важно проследить, чтобы он не бросал фигуру, если не смог ее надеть, а пытался подобрать для нее правильное место. И маме придется повторять: сюда не подходит, давай попробуем надеть на эти стержни и т.д. Ребенок быстро усваивает этот принцип и вскоре начинает действовать без подсказок. Рассказывая об этой игрушке, хочу поделиться собственным опытом. Мы купили ее своему сыну в год. Решив постепенно усложнять задачу, я сначала предлагала ему нанизывать только круги и прямоугольники, а уже потом переходить на фигуры для трех, четырех и пяти стержней. Дело шло «не очень». Сынишке было сложно попасть в пресловутые две дырочки. Пару недель спустя, когда он стал более или менее хорошо надевать прямоугольники, я предложила ему треугольник. К моему удивлению, он быстро нашел для него нужное количество стержней, я дала квадрат — и сынишка опять быстро подобрал для него место. Фигуры с большим количеством дырочек легче надевались, так как были более устойчивыми — и уже при небольшом повороте стержни попадали в нужные отверстия. Прямоугольник же оказался самой неудобной для нанизывания фигурой.

После двух лет эту игрушку можно использовать для обучению счету. Считать тут можно и сами фигуры (сколько надели, сколько сняли), и дырочки в них, и стержни. Если ваш малыш хорошо освоил такую игрушку, немного погодя предложите ему более сложный вариант. Выглядит он следующим образом: на вертикальных стержнях расположено несколько горизонтальных штырьков (в два яруса под разными углами), причем для каждой фигуры они фиксированы в разных направлениях. Хитрость заключается в том, что, когда ребенок надевает фигурку на стержень, она не сразу падает до конца, а задерживается на следующем ярусе штырьков. Ее необходимо повернуть так, чтобы штырьки опять совпали с прорезями.

Знаю по опыту, что развивающий элемент здесь несет не столько процесс нанизывания, сколько разбор собранной игрушки. Маленькие дети ужасно сообразительны и рациональны. Когда мой сын понял, что, для того чтобы надеть фигуру, надо каждый раз ее поворачивать, он быстро нашел кратчайший путь к решению. Он, не глядя, надевал фигуру на стержень, а затем сильно раскручивал ее так, что штырьки сами попадали в прорези и она падала вниз. Поначалу растерявшись, я вскоре поняла, что с обратным процессом этот номер не пройдет. И с тех пор сынишке предлагали снимать треугольники и квадратики со стержней. Разбирать игрушку — задача очень сложная. Мало того, что фигурку надо поворачивать так, чтобы стержни совпали с прорезями сначала на первом, а потом на втором ярусе, — ее надо постоянно удерживать, чтобы она не упала. Кстати, один из стержней может быть с резьбой, и у малыша будет возможность потренироваться закручивать и раскручивать детали.

Вообще, усложнение пирамидок может идти не только по пути увеличения количества стержней. Есть прекрасные игрушки, в которых каждая деталь нанизывается на один стержень, но таких стержней несколько. Надевая определенные детали на разные стержни, можно сложить кораблик, паровозик и многое другое. В таких игрушках задача нанизывать отходит на второй план, а основным и довольно сложным делом становится составление фигуры по образцу. Мамам важно обращать внимание малыша на соответствие фигуры на картинке и того, что он делает сам. Еще один вариант, где нанизывание играет второстепенную роль, — деревянные весы. Эта игрушка уже для детишек 2,5—3 лет. По очереди надевая фигуру то на один, то на другой стержень, малыш сможет сам проследить, что происходит с дощечкой-балансиром. Причем на ней можно не только уравновешивать шарики, но и считать «взвешиваемые» предметы.

Составляем целое из частей

Существует несколько видов игрушек на составление целого из частей. Наиболее распространенный вариант — это планшеты с углублениями геометрической формы, в которых надо сложить фигуры из одной, двух, трех и более частей. Планшет может быть рассчитан на составление одной и той же фигуры (только квадраты или круги) или нескольких фигур.

Составление одной фигуры — наиболее простой вариант, так как выбор углубления и последовательность сбора не имеют принципиального значения. Можно сначала сложить квадрат из четырех деталей, а потом из двух. Для начала можно давать ребенку детали только от одной фигуры. А когда он научится легко собирать их по одной, усложните задачу, пусть он самостоятельно выбирает нужные части для каждого углубления.

Если же на одном планшете нам необходимо собрать круги, квадраты и, скажем, шестиугольники, то у ребенка может возникнуть путаница с выбором детали или углубления. Поэтому этот процесс надо контролировать, особенно первое время. Например, вы отбираете детали только для квадратов (кругов) и предлагаете ребенку найти подходящую форму. При этом важно объяснить, почему ставить детали надо именно сюда: у деталей квадратиков есть уголочки, а у круга их нет. Пусть ребенок сам потрогает пальчиком уголочки и убедится, что у круга их действительно нет. Желательно, чтобы ребенок сам искал подходящие детали и форму для них, методом проб и ошибок находя правильное решение. А взрослый лишь направлял его действия, проверял, подходит ли деталь в выбранное место, и объяснял почему. Уже через некоторое время малыш сможет сам проанализировать правильность выполнения своих действий, проверить, совпали ли уголки или дуги элементов.

Собрав один вид геометрических фигур, можете переходить к следующему. При этом важно отметить, что иногда детали от квадратов могут по ширине поместиться в круге, а треть круга почти подходит к шестиугольнику. И маме вновь придется терпеливо повторять, почему эту детальку нельзя так поставить. Когда малыш научится собирать одинаковые фигуры, вы можете высыпать элементы различных фигур и предложить ему самому выбрать подходящие элементы для тех или иных углублений.

Более сложный вариант составления целого из частей можно предложить детишкам от 2,5 лет. Он представляет собой планшет с девятью стержнями (3x3), на которые нужно нанизывать детали, так чтобы получился квадрат. В отличие от предыдущего варианта составные элементы здесь не одинаковые, а разные: маленький квадратик, разного размера палочки и уголки. И хотя фигура также состоит из трех частей, собрать ее гораздо сложнее. Во-первых, здесь есть и прямые, и изогнутые детали. Правильно поставить равносторонний уголок в определенное место — задача не из легких. Поначалу малыш может долго пристраивать даже верно выбранный элемент. А во-вторых, собирать квадраты нужно слоями: собрали один квадрат из трех частей, сверху на нем складываем следующий. Пестрые детали предыдущей фигуры сильно усложняют восприятие новой. Поэтому на первоначальных этапах работы с такой игрушкой также стоит давать ребенку только три детали (для одного квадрата). Затем еще три и еще. А когда малыш начнет свободно собирать такие квадратики из трех частей, повышайте уровень сложности — дайте ему сразу шесть, потом девять деталей.

Такая ступенчатая постановка задач позволяет постепенно развивать логическое мышление и долго поддерживать интерес ребенка к игрушке. Если же вы выкладываете детали новой игрушки сразу в большом количестве, малыш не способен проанализировать и правильно решить такое количество задач. Результат известен — игрушка становится неинтересной.

Отправляясь за покупками

Важно помнить: если ребенок научился легко выполнять задание какой-то развивающей игрушки, делает это не задумываясь, а по памяти, то игрушку надо убирать совсем или на время. Ее развивающий элемент исчерпан, а ребенку требуется что-то новое. Поэтому такие игрушки важно регулярно обновлять. Можно не убирать ее насовсем, а спрятать на два-три месяца. За это время малыш может забыть, как играть с ней. И она послужит вам еще некоторое время. Но, как правило, дети быстро вспоминают принцип игры, поэтому это подействует ненадолго. Еще одно правило. Игрушки надо покупать, постепенно повышая уровень сложности. Резкое увеличение сложности может отбить интерес к игрушке. С другой стороны, выбирать игрушки того же уровня также не имеет смысла, так как ребенку, как правило, не интересно играть в то, что он легко умеет. Постепенное же усложнение стимулирует мыслительную деятельность и память ребенка.

Такие деревянные игрушки выпускают разные производители, как российские, так и зарубежные. Поэтому каждая семья сможет выбрать своему малышу хорошую развивающую игрушку по карману. Одинаковые игрушки разных производителей могут отличаться качеством обработки дерева, красочностью, количеством элементов. Тогда как задача, на которую они рассчитаны, одна и та же. Зато разница в цене порой очень существенна.

Автор: Екатерина СИМДЯШКИНА

Где купить микроскоп- вопрос, который волнует многих специалистов, ведь нужно, чтобы хороший и по доступной цене. Приобрести микроскоп Вам помогут в сети специальных магазинов.

просмотров-2979

Проголосуй и улыбнется тебе удача!

Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ»

Rambler's Top100