планирование беременности

Эмоциональный интеллект

Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Вряд ли найдется мама или папа, представляющие свое чадо лет эдак через двадцать, уныло протирающим штаны в заштатной, дышащей на ладан фирмочке. Однако редко кто из родителей берется проанализировать веяния и тенденции, например, рынка труда, чтобы выявить закономерности, приводящие человека к успеху.

А ведь сделать это очень просто — посмотрите пару журналов или сайтов, посвященных бизнес-психологии, почитайте о требованиях к кандидатам на высокие должности. И путь станет довольно-таки ясным.

А мы, в свою очередь, попытаемся вам помочь. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количества знаний по специальности, то сегодня все больше и больше внимания уделяют совсем другому? А именно — интеллекту эмоциональному. Попросту говоря, тому, насколько человек способен различать и выражать свои эмоции, а также управлять ими и подчинять их пользе дела.

Произошло это по очень простой причине. Громадный скачок в развитии технологий вновь выдвинул на первое место человеческий фактор. Скажем так, у конкурирующих фирм может быть одинаковое оборудование, но решать все будет то, кто за этим оборудованием сидит и, главное, КАК эти люди к своей работе относятся. Если человек в своем деле не заинтересован, он может выполнять все очень точно, четко и слаженно, но всегда будет показывать меньшие и худшие результаты, нежели тот, кто относится к делу с искренним энтузиазмом. И, как показали многолетние исследования бизнес-психологов, материальный фактор тут совершенно не при чем. Дело именно в ЭМОЦИОНАЛЬНОМ восприятии работы, которой занимаешься.

Еще большую роль эмоциональность играет для руководителя. Его настроение определяет климат во всей компании — даже если сотрудники находятся на расстоянии сотен тысяч километров. Увлеченность, уверенность, искренняя озабоченность тем, чтобы всем хорошо, приятно и комфортно работалось позволяют горы свернуть, в то время как системы штрафов, нареканий, понуканий и принудиловки, которые, кстати, обычно сопровождают страх и неуверенность в завтрашнем дне, тянут весь бизнес на дно...

Именно поэтому в современных компаниях тесты 10_ все чаще заменяют тестами на Ер, а вместо обычных психологов рабочий процесс сопровождают так называемые коучи, главная цель которых — разобраться, как можно стимулировать личный, эмоциональный интерес сотрудника к работе.

Поэтому можете быть уверены на все сто: развивая эмоциональный интеллект малыша сегодня, вы оказываете неоценимую услугу карьере сына или дочери завтра. Но как это сделать? Очень просто. Для развития эмоционального интеллекта важно выполнять три правила.

Позволяйте ребенку выражать свои чувства

«Нечего плакать — ты же мальчик!», «Нельзя злиться — ты от этого становишься такая некрасивая!» — частенько говорим мы сыну или дочке... «Чего ревешь? Я же не навсегда ухожу!» — такими словами мы «прощаемся» с ребенком в детском саду... Вариантов подобных высказываний, адресованных нашим детям, каждый родитель припомнит немало. А часто ли мы задумываемся, ЧТО стоит за слезами, криком, бурным весельем (в тот самый момент, когда у бабушки болит голова...)?

На самом деле за всем этим скрываются эмоции ребенка. Окриками, упреками, угрозами и наказаниями мы демонстрируем их полное неприятие и игнорирование, а также запрет на их выражение. Но может ли малыш перестать чувствовать? Нет, не может. А вот что он может — так это научиться не обращать никакого внимания на свои ощущения. Потом мы удивляемся, почему подросшие дети не проявляют сочувствия к нам, постаревшим родителям. А кто их этому научил, разве не мы сами?.. Что уж говорить о том, что подобное отношение к самому себе — верный путь к несчастливой и нескладывающейся личной жизни (нет опыта привязанности, искренности, открытости, доверия), бурному расцвету психосоматических заболеваний (чувства находят выход через тело)...

Поэтому давайте позволим нашим детям чувствовать так, как они могут и хотят. Наша же, взрослая, задача — понять, принять их эмоции и научить выражать их социально приемлемым путем. Не через агрессию, крик, визг, топанье ногами и т.д., а словами. Знает ли ваш кроха такие фразы, как «Мамочка, я сегодня так обиделся, что мне хотелось все порвать, разбросать и визжать долго-долго»? Или: «Я сегодня был так счастлив, что готов весь садик на одной ножке попрыгать!» Подобных слов можно придумать великое множество. Как ввести их в лексикон ребенка? Проще всего — с помощью сказки или игры. Например, встретились две машинки, и одна говорит другой: «Когда в меня сегодня залили невкусный бензин, я очень расстроилась». Вторая ей в ответ: «Я понимаю, тебе было очень неприятно. А у меня хозяин лег в больницу — мне без него грустно и скучно». — «Ой, конечно, понимаю, ты сейчас так расстроена!» Вариант счастливой беседы, думаю, вы легко придумаете сами.

Учите ребенка радоваться жизни

В жизни редко бывает так, что мы делаем только то, что хотим. Но и жизнь, полностью подчиненная исключительно долгу, вряд ли может быть счастливой. Ведь долг — это исполнение того, что нужно кому-то другому, а не лично тебе. Выход из этой ситуации есть: с первых шагов по жизни нужно учить малыша находить удовольствие в том, что он делает. И добиться этого гораздо проще, пока ребенок маленький. Например, вы отвели своего трехлетку на занятия в развивающую группу. Не спешите по их окончании выпытывать у преподавательницы, как он себя вел, как слушался и т.д. Ведь, по большому счету, не имеет никакого значения, запомнит ваш сын букву «А» сегодня или через неделю! Вместо этого поговорите с самим малышом. Спросите, что нового он узнал? Что ему было интересно, а что — не очень? Что понравилось и почему? Поначалу ребенок, скорее всего, будет давать невнятные односложные ответы, а то и просто не поймет, о чем именно вы его спрашиваете. Продолжайте задавать такие вопросы после каждого занятия, да и просто вечером перед сном пробегитесь мысленно по прошедшему дню, обсудите его с крохой. А чтобы ему было понятнее, расскажите о своих делах и связанных с ними эмоциях.

Можете вспомнить истории из своего детства. (Только ни в коем случае не превращайте это в морализирование по поводу того, как вы ответственны, собранны, аккуратны и служите во всем примером!). Поверьте, через некоторое время ребенок начнет отвечать все более и более развернуто, а главное, станет обращать внимание именно на эти аспекты своей жизни.

Второй шаг на пути к достижению цели — научиться переключать внимание с «негатива» на «позитив». Допустим, малышу не нравится убирать игрушки. Когда в следующий раз вы попросите его помочь в этом «скучном» деле, «переведите стрелки» — говорите в процессе уборки о том, как здорово, когда все чисто и аккуратно, как порадуется папа, как вы освободите место для следующей игры... Практикуйте это постоянно, сталкиваясь с делами, которые ваше чадо не любит — тем самым вы научите его видеть позитивную перспективу в неприятной обязанности. Плюс, что может быть лучше, чем доставить радость кому-то другому! Следуя этим нехитрым правилам изо дня в день, вы научите своего ребенка прекрасно разбираться и командовать всем, что касается как его собственного эмоционального состояния и его внешних проявлений, так и чувствовать, сочувствовать и сопереживать другим людям!

Автор: Вера ЛАЧИНОВА

Источник: Журнал “Аистенок” ИЮНЬ 2009 стр.: 51-52

просмотров-1590

Проголосуй и улыбнется тебе удача!

Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ»

Rambler's Top100